«Последняя сказка Риты»

«Последняя сказка Риты» (2012). Три женщины (Ольга Кузина, Татьяна Друбич, Рената Литвинова), три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти (Рената Литвинова), сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья.

Как деликатно сообщить человеку, что ему недолго уже осталось?
— Курю я много, надо бросать.
— Да теперь-то уж и не нужно.

 

Фильм получился очень атмосферным, камерным, как говорится, «для своих». Вот только «свои» его и оценят. Красота начинается с первых кадров — интересное решение заглавных титров, я такого способа нигде не видел; красивы и полуразрушенные комнаты; красивая заснеженная природа. Зима — как символ завершения жизненного цикла, не зря действие происходит именно зимой, а не весной или летом.

Картина полна символизма. Маргарита Готье (Ольга Кузина) — очень символично для выбора имени главной героини, Неубивко — вообще замечательная фамилия; а почему вокруг все постоянно курят? Мне кажется, что курение — это символ-напоминание «…и значит, мы умрем…»

Декаданс — как нельзя кстати подходящее определение под настроение фильма.
Кино заставляет ещё раз задуматься, почему от нас уходят хорошие, молодые и красивые люди в самом расцвете сил, тем более когда их любят? Судьба, наверное, не выбирает, кого убирать, а неукоснительно выполняет предначертанное. Почему и зачем — не нам судить, всё равно не разберёмся. Большинству людей смерть «приходит с целым мешком отвратительных инструментов», как говорила принцесса из «Обыкновенного чуда». Рита же приняла её совсем в другом обличьи — в жёлтом платье и с бутылкой шампанского в руке — красиво и эффектно, достойно, без упоения своим плохим самочувствием, без лишних истерик. Не все так могут.

Ну и, конечно, Рената просто потрясающая! Нет слов, чтобы её описать, она — это она и этим всё сказано. Чудесная и неповторимая! Анализировать её фильмы с помощью одного лишь мышления — это игра на понижение смыслов, первичное здесь — чувство и интуиция. Это не фильмы, а миры, поэтому чтобы войти туда, нужно стать немного Литвиновой.
Спасибо всем, благодаря кому появился этот фильм, за чувства, искренность, боль и авторское независимое кино, то кино — неясное, но настоящее, которым я проникнут, и которое я бы хотел снимать сам, имея для этого все возможности.