«Попса» / «Король говорит» / «Увидеть Париж и умереть»

— Да, весело тут у вас.
— Обхохочешься.

«Попса» (2005). Восемнадцатилетняя провинциалка Славка (Елена Великанова) приезжает в Москву с мечтой стать певицей. Её надежды связаны с известным музыкальным продюсером Ларисой (Татьяна Васильева), чья визитная карточка лежит в её сумочке. Испытав на себе «прелести» богемного образа жизни поп-звёзд, Славка изменяет свои взгляды на жизнь.

Несмотря на определённую условность сюжетной конструкции, фильм привлекает сочетанием комедии нравов, мелодрамы и подлинной человеческой драмы. Неподражаемая Татьяна Васильева — настоящий виртуоз своего дела. Лучшей актрисы на роль Ларисы Ивановны найти было нельзя. Её героиня сильная, волевая, расчётливая, в какой-то степени чёрствая, иногда жестокая. Но даже такой человек может обнять и пожалеть. Дебютантка Елена Великанова достойно выдерживает творческое соперничество с опытной исполнительницей.
За один день и Славка, и Лариса Ивановна открывают для себя новую жизнь. Только героиня Великановой видит обратную сторону шоу-бизнеса, а героиня Васильевой — обычную жизнь без иллюзий и жертв. Продюсер понимает, что не по-человечески живут по ту сторону кулис, но этого изменить не может.
Особенно запомнились реплики героев — лаконичные, но с глубочайшим смыслом. Идеально подходящая к этому фильму музыка (особенно нравится финальная «Смерть птицы»). Пронзительны сцены в психушке с забытой певицей, блестяще сыгранной Ольгой Дроздовой, и беременной танцовщицей, которую ставят перед выбором: карьера или семья. Лолита Милявская играет практически себя, не боясь рассказывать о своих же недостатках.
Фильм, что называется, «мой». Смотрел сто раз, и посмотрю ещё столько же.


«Король говорит» (The King’s Speech, 2010). Сюжет ленты расскажет о герцоге (Колин Фёрт), который готовится вступить в должность британского короля Георга VI, отца нынешней королевы Елизаветы II. После того, как его брат отрекается от престола, герой неохотно соглашается на трон. Измученный страшным нервным заиканием и сомнениями в своих способностях руководить страной, Георг обращается за помощью к неортодоксальному логопеду по имени Лайонел Лог (Джеффри Раш).

Картину нельзя назвать шедевром ввиду её общей «ровности» и отсутствия каких-то концептуально новых идей, но нельзя ни в коем случае назвать слабой. Все достоинства фильма в том, что он очень «английский» — сдержанный и уместный тонкий юмор, изящество и крайняя душевность повествования плюс изобретательная операторская работа со множеством нестандартных ракурсов и уютная, красивая музыка композитора Александра Деспла. И моя любимая актриса Хелена Бонэм Картер. И хоть фигуре жены Короля уделена небольшая роль любящей помощницы, именно мелкие штрихи создают её портрет. Рука на плече, накидывание пиджака, сочувствующая улыбка, волнение перед главной речью мужа.


«Увидеть Париж и умереть» (1992). Мужественная и энергичная женщина Елена Орехова (Татьяна Васильева), пережившая сталинские репрессии и лагеря, проживает в коммунальной квартире и мечтает отправить сына, талантливого пианиста, в Париж. А Юре (Дмитрий Маликов) и здесь, кроме матери, никто и ничто не мешает быть счастливым. Ради осуществления своей мечты героиня перекраивает личную жизнь самого дорогого человека, вступает в отчаянную борьбу с соседом-антисемитом, поступается собственным достоинством. Однако главная жертва впереди.

Это фильм о страхе за своего ребёнка. Именно этот страх, память о пережитом лишает героиню разума — отречься от родных, от своего еврейства, предать всех, себя — чтобы только не случилось с сыном того, что случилось с ней.