«Реквием по мечте» / «Избави нас от лукавого» / «Комната страха»

«Реквием по мечте» (Requiem for a Dream, 2000). Каждый из главных героев фильма стремился к своей заветной мечте. Сара Голдфарб (Эллен Бёрстин) мечтала сняться в известном телешоу, ее сын Гарольд (Джаред Лето) со своим другом Тайроном (Марлон Уайнс) — сказочно разбогатеть, подруга Гарольда Мэрион (Дженнифер Коннелли) грезила о собственном модном магазине, но на их пути были всяческие препятствия. События фильма разворачиваются стремительно, герои погрязли в наркотиках. Мечты по-прежнему остаются недостижимыми, а жизни героев рушатся безвозвратно.

Режиссёр Даррен Аронофски как будто прошёл по улице с любительской видеокамерой и снял обычную жизнь. Что делает фильм не только захватывающим, но и поучительным. Ведь если задуматься на секунду: сколько среди нас женщин, сидящих на изнурительных диетах и желающих влезть в любимое красное платье? Сколько ходит по улицам мальчишек, которые убивают себя, принимая наркоту. Сколько девушек-наркоманок, готовых отдать и сделать всё, что угодно за дозу. Таких людей тысячи. И это пугает.


«Избави нас от лукавого» (Deliver Us from Evil, 2014). Полиция Нью-Йорка расследует серию тревожных и необъяснимых преступлений. Один из офицеров (Эрик Бана) обращается за помощью к специалисту по экзорцизму (Эдгар Рамирес), чтобы избавить город от дьявольской напасти.

Расследование мистических происшествий огорошивает простотой, на сцены с потугой на драму смотришь с каменным лицом — настолько всё банально. Мелькающие в кадре трупы, ещё живые люди, коты, собаки заставляют пару раз дёрнуться от испуга. Но авторы не только не предлагают ничего нового, но и старые приемы затирают до дыр.


«Комната страха» (Panic Room, 2002). Мэг Олтман (Джоди Фостер) с дочерью Сарой въехали в только что купленный дом, который оборудован так называемой комнатой-сейфом, в которой можно спрятаться, если в дом залезут воры. После того как дверь из стали закроется, попасть в комнату становится невозможно. Злодеи не заставили себя ждать.

Воры подобрались те ещё: немногословный латинос, нервный позер — мозговой центр «операции» и чернокожий пацифист, зарабатывающий на жизнь сборкой и установкой таких вот «комнат страха». Психодрама происходит по обе стороны стальной двери в убежище: внутри — испуганные мама с дочкой, снаружи — сплошные конфликты промеж нашей троицы, не ожидавшей, что в доме окажутся жильцы. Вторые хотят войти, но не могут, а первые хотят выйти, но боятся. Вторые убывают численно и меняются местами с первыми. Первых запугивают вторые, а затем уже их самих напрягают первые. Всё бы ничего, но очень уж много далёких от реальности моментов.


«Тело» (El cuerpo, 2012). Грузовик сбивает человека, убегающего от кого-то или от чего-то в панике. Прибывшие на место полицейские выясняют, что это — ночной сторож из близлежащего морга. Так что так напугало несчастного? И куда делся из отсека N3 недавно привезённый в морг труп?..

Испанский кинематограф в жанре триллера всегда демонстрировал неплохое качество. В отличие от своих заокеанских коллег, акцент делается больше на стилистику и атмосферу, нежели на визуальную составляющую фильма. Не претендуя на гениальный, фильм заинтересовывает своими качеством и интригой. Слегка аляповата концовка — вроде приземления посреди лужайки летающей тарелки с зелёными человечками, но она в самом деле неожиданна.